«ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ»

Илья Шершнев, президент Фонда общественной дипломатии, кандидат политических наук, доцент
 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ

От редакции Интернет-портала Фонда содействия объединению русского народа "Русские":

Принятие новой редакции Закона о соотечественниках объективно расширяет возможности использования общественными организациями и отдельными гражданами методов общественной дипломатии в интересах объединения русского народа в различных законных формах. Предлагаемая статья дает научно-теоретическое обоснование деятельности субъектов общественной дипломатии, включая и Фонд "Русские" в ближнем и дальнем зарубежье.

О Фонде общественной дипломатии

Фонд общественной дипломатии был учрежден относительно недавно, в январе 2008 года. Его учредителями стали простые граждане, интересующиеся сферой международных отношений и имеющие опыт участия в общественной дипломатии. Как правило, этот опыт складывался в работе различных международных организаций. Например, общественных структурах Шанхайской Организации Сотрудничества, Международного общественного фонда "Фонд национальной и международной безопасности", Центра национальной славы, Фонда Андрея Первозванного, Международного гуманитарного общественного фонда "Знание", Фонда содействия объединению русского народа "Русские". Мы постарались создать такую общественную организацию, которая в последующем могла бы оказывать постоянную методическую и практическую помощь некоммерческим организациям и стала бы одним из мозговых центров данного направления дипломатии.

Выработать стратегии и технологии

За два с половиной года существования Фонда общественной дипломатии удалось сделать немало. Самое главное - собрать высокопрофессиональный коллектив и наладить научно-исследовательскую работу в этой сфере, учитывая новизну постановки проблемы общественной дипломатии. Следует отметить, что на идею участия в общественной дипломатии весьма заинтересованно откликнулась, прежде всего, вузовская аудитория. В нашем активе есть доценты и профессора, кандидаты и доктора наук, аспиранты и студенты университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего-Новгорода, Екатеринбурга. Но впереди всех - Московский государственный лингвистический университет, на базе которого проходят постоянно действующие конференции, семинары и круглые столы по теоретическому и практическому осмыслению общественной дипломатии.

Приоритетные проекты

За это время нашим Фондом выпущено методическое пособие "Общественная дипломатия", началось издательство специализированного журнала "Дипломатика". Кстати, ближайший его номер будет посвящен мусульманам России и их участию в общественной дипломатии. Сейчас к изданию нами готовится учебное пособие для вузов и неправительственных организаций "Общественная дипломатия: теория и практика". На данный момент времени Фонд сосредоточил свои усилия на разработке теории общественной дипломатии, законодательстве, создании в этой области ряда профильных общественных организаций и подготовке кадров для общественной дипломатии. В самое ближайшее время мы ожидаем открытия сети школ общественной дипломатии. Тем самым нами формируется солидная научно-методическая, правовая, профессиональная база для последующего масштабного развертывания общественной дипломатии в России и за рубежом.

От традиционной к новой дипломатии

На сегодняшний день, изучая практику внешнеполитической деятельности России и других стран мира, можно прийти к выводу, что дипломатия в целом претерпевает существенные изменения. Мы наблюдаем ее эволюционный переход от традиционной к новой дипломатии. Существующие, устоявшиеся в научном и обыденном обороте определения дипломатии устарели. Они не отвечают современным условиям жизнедеятельности, вызовам времени и более того даже своему первоначальному предназначению. Дипломатия, в переводе с греческого языка означает "складывать" судьбы государств, народов, человеческих сообществ к их взаимной пользе, для благоприятного совместного проживания, мирного сосуществования. Складывать или соединять, собирать вместе, умножать усилия, объединять.

Философия новой дипломатии

Очень важно переосмыслить и ввести в официальный оборот адекватное времени понятие "дипломатия", чтобы она действительно соединяла людей, государства и цивилизации в современном, многообразном, многополюсном мире. К тому же следует учитывать, что современная дипломатия становится прерогативой не только государства, но и отдельных граждан, неправительственных организаций, а также средств массовых коммуникаций. Де-факто это уже произошло, но де-юре еще только-только оформляется. Важно, что в новой дипломатии появляется место для других направлений и видов дипломатии.

На мой взгляд, при таком подходе новая дипломатия, по сути, должна стать национальной дипломатией, по аналогии с национальной безопасностью, в обеспечении которой участвуют граждане, общество и государство. Таким образом, национальная дипломатия могла бы трактоваться как один из способов реализации целей, задач и установок внешней политики и внешних сношений государства, а также отдельных граждан, сообществ людей, предпринимателей, служителей религиозных культов и традиционных конфессий; как искусство ведения переговоров, налаживания и поддержания межгосударственных, международных, межнациональных, межрелигиозных, межгрупповых, межличностных отношений, контактов и связей как внутри страны, так и во вне.

Основные направления национальной дипломатии

Современная дипломатия, по объективным причинам, независимо от устоявшихся воззрений начинает структурироваться по четырем самостоятельным, но взаимодополняемым направлениям - официально-государственная, публичная, общественная и церковная. Так или иначе, все они преследуют единые цели общей, национальной дипломатии - это, прежде всего, содействие защите и продвижению национальных интересов страны и укреплению международной безопасности. Надо сказать, что эти направления дипломатии во многих странах мира постепенно находят официальное признание и закрепление в правовых документах. Они становятся полноценными институтами со своими атрибутами, целями, задачами, специфическими формами, методами, средствами, функциями организационной структурой, системой подготовки кадров и финансированием. Различий между этими четырьмя направлениями дипломатии достаточно, чтобы их обособить в самостоятельные направления дипломатии.

Официально-государственная дипломатия

Официально-государственная дипломатия - это официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств. Она должна защищать и продвигать интересы государства за границей официальными дипломатическими методами. К ней относятся такие подвиды дипломатии как правительственная, парламентская, военная, экономическая, энергетическая, а также дипломатия городов, мэров, законодательных и представительских собраний и т.д. Соответственно их основными субъектами являются чиновники и руководители госструктур, региональных администраций, местного самоуправления, официальных структур по международным отношениям, которые выстраивают свою деятельность на своем уровне.

Публичная дипломатия

Она реализуется главным образом через средства массовой информации и коммуникации, а также путем проведения различных культурных, просветительских, спортивных и иных мероприятий, образовательных обменов, осуществляемых при полной или частичной государственной поддержке в стране и за рубежом. Это, прежде всего, информационные программы, комментарии и их разъяснения, касающиеся важнейших решений в области внутренней и внешней политики государства и имеющие целью формирование благоприятного общественного мнения и положительного образа страны за рубежом.

Церковная дипломатия

Ее деятельность заключается в осуществлении зарубежных, а также межконфессиональных и межрелигиозных связей посредством специальных учреждений, созданных для реализации внешних целей и задач конкретных религиозных организаций. Если в межгосударственных отношениях субъектами дипломатии являются государства, то в межрелигиозных отношениях это религиозные общины. Есть замечательный пример церковной дипломатии Русской Православной Церкви. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанным им, когда он был ещё Председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата церковная дипломатия - это защита интересов людей, входящих в твое сообщество, это построение доброжелательных отношений с другими, выявление точек взаимовыгодного сотрудничества, налаживание мирного диалога с целью разрешения возникающих конфликтов. Главное в церковной дипломатии, это отстаивание нравственных ценностей, религиозных прав и интересов церковной паствы.

Общественная дипломатия

Как правило, она осуществляется негосударственными, неправительственными общественными организациями, коммерческими структурами, местными органами самоуправления, юридическими и физическими лицами, имея целью налаживание связей и контактов, ведение переговоров в интересах достижения конкретных результатов на своем уровне взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности. Несмотря на то, что общественная дипломатия относится к неофициальной дипломатии, она все же реализует свои задачи в русле официальной государственной политики, направленной на развитие и улучшение межгосударственных отношений, на укрепление доверия, дружбы, взаимопонимания и сотрудничества между человеческими сообществами. К общественной дипломатии относятся молодежная, женская, детская, экологическая, народная, гражданская, сельская и другие ее подвиды.

Классической дипломатии сегодня недостаточно, чтобы решать глобальные проблемы

Хотел бы сказать, что российская дипломатия подошла довольно близко к переходу от классической, так называемой традиционной дипломатии, к новой дипломатии. В феврале 2008 года на встрече с представителями ведущих неправительственных организаций Министр иностранных дел С.В.Лавров подчеркнул, что классической дипломатии сегодня недостаточно, чтобы решать глобальные проблемы. Эти проблемы требуют самого активного участия парламентов, гражданского общества. Не случайно парламентская и общественная дипломатия это уже устоявшиеся термины. О переменах в российской дипломатии свидетельствует принятие новой Концепции внешней политики Российской Федерации, подписанной Президентом России Д.А.Медведевым в июле 2008 года. Там говорится о том, что необходимы укрепление институтов гражданского общества и государственная поддержка национальных неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов. Анализ Концепции внешней политики Российской Федерации показывает, что каждое направление дипломатии имеет в ней достаточно определенное место в реализации внешней политики России.

Публичная дипломатия в информационном сопровождении внешнеполитической деятельности России

В соответствии с Концепцией внешней политики России главная функция публичной дипломатии России определяется как "информационное сопровождение внешнеполитической деятельности". Это означает, что публичная дипломатия России должна заниматься, прежде всего доведением до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

Для ее полноценного функционирования в Концепции ставятся задачи:

-развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом;

-обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку;

-активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере;

-принимать необходимые меры по отражению информационных угроз суверенитету России и ее безопасности.

Международная безопасность и церковная дипломатия

Функция церковной дипломатии в Концепции внешней политики России определяется как содействие укреплению международной безопасности. Для этого Российская Федерация как многонациональное и многоконфессиональное государство, способствует диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, последовательно проводит эту линию в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и других международных и региональных организаций. В контексте сотрудничества с Организацией Исламская конференция, церковная дипломатия поддерживает соответствующие инициативы гражданского общества, активно взаимодействует с Русской православной церковью и другими основными конфессиями страны.

Общественная дипломатия как инструмент развития международного гуманитарного сотрудничества и защиты прав человека

В области развития международного гуманитарного сотрудничества и защиты прав человека в Концепции внешней политики России общественной дипломатии перед общественной дипломатией ставятся такие задачи, как:

-участие российских общественных организаций в работе по защите прав и свобод человека во всем мире;

-защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

-при партнерстве с русской диаспорой расширение и укрепление пространства русского языка и культуры;

-консолидация организаций соотечественников в целях более эффективного обеспечения ими своих прав в странах проживания, сохранения этнокультурной самобытности русской диаспоры и ее связей с исторической Родиной;

-содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию тех соотечественников, кто сделает такой выбор;

-изучение и распространение русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения;

-противодействие проявлениям неофашизма, любых форм расовой дискриминации, агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии, попыткам переписать историю и использовать ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны;

-наращивание взаимодействия с международными и неправительственными правозащитными организациями в целях укрепления универсальных норм защиты прав человека, недопущение оскорбления чувств верующих и укоренения толерантности, укрепления в диалоге по правам человека нравственных начал;

-расширение участия в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека, приводя в соответствие с ними законодательство Российской Федерации.

Для этого требуется развивать, в том числе, используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международное культурное и гуманитарное сотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами.

Национальная дипломатия и ее состояние

Если говорить о мере развития национальной дипломатии и ее направлений, то, конечно, самым сформированным направлением является официально-государственная дипломатия. Далее по степени состоятельности идет церковная дипломатия, лучше всего она налажена в Русской Православной Церкви.

Что касается публичной дипломатии, то в феврале 2010 года Президентом России Д.А.Медведевым было подписано распоряжение «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова. Безусловно, это шаг вперед в развитии российской публичной дипломатии, но пока еще недостаточный. Требуется реализовать комплекс мер к ее полноценному становлению, особенно в части подготовки кадров из числа журналистов, международников, пиарщиков, маркетологов, регионоведов и т.д. В этом рейтинге общественная дипломатия является самым не сформировавшимся направлением дипломатической деятельности, не только в России, но и за рубежом.

К, сожалению, общественная дипломатия не обладает необходимыми организационными, институциональными, финансовыми и законодательными условиями. Выделяемых грантов недостаточно для серьезной и планомерной работы в этом направлении. Отечественное законодательство не предоставляет достаточные возможности для эффективной работы российским некоммерческим организациям в сфере общественной дипломатии в стране и за рубежом.

Нужен Федеральный закон "Об общественной дипломатии Российской Федерации"

Чтобы общественная дипломатия стала эффективной, успешной и "умной" необходимо разработать и создать правовой механизм в виде Федерального Закона "Об общественной дипломатии Российской Федерации". В нем должны быть отражены основные понятия и обобщено все законодательное поле, касающееся развития общественной дипломатии. Он позволил бы сформировать систему общественной дипломатии, установить на законодательном уровне нормы права и обязанности между субъектами общественной дипломатии, государственной властью и бизнесом в плане участия каждого в развитии этого направления внешнеполитической деятельности. В законе должны быть определены источники финансовой поддержки программ общественной дипломатии, система подготовки общественных дипломатов в высших и средних учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Закон должен обозначить приоритеты развития общественной дипломатии, методы и формы ее реализации, ценности и принципы, закрепить обязательность проведения научно-исследовательских работ при разработке стратегий и тактик общественной дипломатии.

Государство и общество едины

Меньше года назад Фондом общественной дипломатии было направлено письмо Президенту РФ Д.А.Медведеву с предложением о целесообразности принятия Федерального закона "Об общественной дипломатии Российской Федерации". Через некоторое время по данному письму был получен письменный ответ от Министерства иностранных дел России, в котором поддерживается инициатива разработки и принятия такого закона. Данная инициатива вошла в рекомендации парламентских слушаний, проводимых Комитетом Государственной Думы по делам молодежи на тему: "Развитие международного молодежного сотрудничества: организационно-правовое обеспечение". В этом документе Комитету ГД по делам молодежи рекомендовано разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона "Об общественной дипломатии Российской Федерации". Кроме того, данная инициатива была поддержана участниками парламентских слушаний, проводимых Комиссией Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества "Общественная дипломатия: проблемы и пути их решения".

Если говорить о крупных и известных общественных организациях, то принятия такого закона ожидают Фонд "Русский мир", Международный гуманитарный общественный фонд "Знание", Центр национальной славы, Фонд Андрея Первозванного, Международная неправительственная организация "Федерация мира и согласия" и другие организации. Российская общественность с оптимизмом смотрит на перспективы становления и развития общественной дипломатии России.

Приглашаем всех, кому интересна тематика общественной дипломатии к сотрудничеству и участию в складывании судеб государств, народов, человеческих сообществ к их взаимной пользе, для благоприятного совместного проживания и мирного сосуществования.

(от автора: В последующих статьях будут рассмотрены практические вопросы реализации общественной дипломатии России в ближнем зарубежье)

Свои отклики на эту публикацию и предложения по обсуждаемой теме Вы можете направить на имя автора, Шершнева Ильи Леонидовича, по электронной почте: info@diplomatica.ru

Голосование

Желаете ли Вы получить «Карту русского»?

© 2007-2014 Фонд содействия объединения русского народа «Русские»